Секція FSR
Правила FSR: http://goo.gl/qakz9m
МОДЕЛИ КЛАССА FSR
В соответствии с правилами NAVIGA (Всемирная Федерация судомоделизма и судомодельного спорта) все модели FSR делятся на 3 подгруппы, каждая из которых, в свою очередь, делится на категории в зависимости от рабочего объёма двигателя.
МОДЕЛИ FSR
FSR-V
FSR-V3,5 FSR-V7,5 FSR-V15 FSR-V35
FSR-O
FSR-O3,5 FSR-O7,5 FSR-O15, FSR-O35
FSR-H
FSR-H3,5 FSR-H7,5 FSR-H15
Самый массовый и популярный класс- это, пожалуй, модели подгруппы FSR-V. Он имеет и самые давние традиции. В Европе этими моделями занимаются около 30 лет. Спортсмены бывшего СССР впервые приняли участие в соревнованиях этих моделей в 1977 году на Чемпионате Европы, проходившем в Киеве.
Что же представляют собой эти модели? Это модели произвольной конструкции и размеров оснащённые двигателями внутреннего сгорания с рабочим объёмом 3,5; 7,5; 15 или 35см. куб. в зависимости от категории. Модели каждой категории участвуют в гонке с моделями, имеющими такой же объём двигателя. Модели должны иметь полностью погружённый гребной винт.
В гонке участвуют до 12 моделей одновременно, причём каждая модель должна быть оснащена радиоаппаратурой управления работающей на частоте отличной от остальных моделей. Это достигается путём смены кварцев задающих частоту работы приёмника и передатчика. Топливом для двигателей от 3,5 до 15 см. куб. служит смесь метилового спирта (метанола) и масла. Для увеличения мощности двигателя в топливо добавляют присадки (нитрометан и др.). Эти двигатели имеют калильное зажигание.
Двигатели же моделей FSR-35 должны иметь искровое зажигание и работать на бензине. Самые большие модели – FSR-35 достигают длины 1,5 м. и весят до 20 кг.
Теперь о самой гонке. Гонки проводятся на защищённых от волн водоёмах имеющих достаточные размеры. Дистанция ограниченная 5-ю пенопластовыми буями диаметром 500 мм. имеет форму буквы М.
По сигналу судей участники должны завести двигатели моделей и запустить модели по дистанции Полуфинальная или квалификационная гонка длится 20 мин., финальная-30 мин. За это время модель каждого участника должна пройти наибольшее количество кругов, обходя последовательно все буи. Остановившуюся на дистанции модель участник может подобрать с помощью лодки и запустить снова. Гонка продолжается. Побеждает спортсмен, прошедший наибольшее количество кругов.
Другая группа моделей – это модели FSR-H. Это более молодой класс моделей, но тоже очень популярный как у нас, так и за рубежом. Конструкция произвольная, винт полупогружённый Чаще всего это трёхточечный глиссер или катамаран. Объём двигателей 3,5;7,5 и 15 см. куб.
Здесь стартуют одновременно до 8-ми моделей, причём старт происходит с хода, т.е. в момент старта модели уже должны двигаться по дистанции. Тут важно вовремя пересечь линию старта. Часы, установленные внутри дистанции и отсчитывающие секунды до старта, в этом оказывают большую помощь.
Модели должны пройти 6 кругов за минимальное время. Победитель в гонке получает максимальное количество баллов (400), остальные меньше – в зависимости от занятого в гонке места. Баллы, полученные спортсменами в каждой гонке (обычно проводится 3-5 гонок), суммируются, и побеждает спортсмен, набравший наибольшее количество баллов.
Модели этого класса достигают скорости в гонке до 100 км/ч и более.
И, наконец, самый молодой (впервые эти модели соревновались на Чемпионате Мира 1998г. во Франции) но завоёвывающий всё большую популярность, класс моделей FSR-O.
Эти модели должны представлять собой уменьшенные копии своих прототипов и иметь полупогружённый гребной винт. Обычно это несколько видоизменённые копии больших гоночных лодок и катеров. Модели этого класса имеют те же ограничения по двигателям, что и FSR-V.
Эти модели отличаются изяществом отделки, иногда достаточно сложной механикой, некоторые модели имеют по 2 и более Z образных поворотно-откидных колонки, иногда имеют по 2 двигателя.
Гонки этих моделей напоминают гонки настоящих гоночных судов. Они ведутся по той же дистанции что и FSR-0. Гонка длится 12 мин. Выигрывает спортсмен, прошедший наибольшее количество кругов..
Правилами соревнований по экологическим соображениям ограничен шум, производимый работающим двигателем для всех классов моделей. Он не должен превышать 80 ДБА. Это контролируется в процессе гонки. Поэтому задача моделиста создать достаточно эффективный глушитель, не снижающий мощности двигателя.
Юрий Власов
Председатель секции FSR при ФСССУ, мастер спорта Международного класса.
// Правила cекции FSR